Детки - конфетки...
Социокультурные истокиПояснительная записка. Из поколения в поколение люди учились быть благодарными Творцу, близким, родной земле, матушке-природе… Благодарность – это то, что более связывает семейный род. В семье ребенок учится испытывать и выражать чувство признательности и благодарности, родным людям и, прежде всего, родителям за оказанное добро, внимание и заботу. Благодарность родителям – основа жизни человеку. Слова благодарности – целительные слова. Давайте немного поразмышляем над их значением. «Благо – добро; все доброе, полезное, служащее к нашему счастию» (В. И. Даль). Поэтому слова благодарности – благостные слова, приносящие покой, любовь и радость в душе. Актуальность: Но наше безостановочно текущее время вносит в жизнь человека новшества, которые меняют образ жизни, мышление, и самого человека. Но в современном мире моральные убеждения деградируют. В наше время благодарность не в моде, роль ее стала весьма незначительной. Благодарность перестала соответствовать потребностям современного человека. Она не сумеет принести желаемого т.к. благодарности не достаточно. Люди забыли, что «благодарность» имеет красивое значение «дар» и «благо», то есть дарить благо. Современный человек не перестает роптать на окружающий мир, на свою жизнь и т.п., забывая благодарить за то, что уже имеет; забывая, какой позитивный колорит могут внести искренние слова благодарности, сказанные от всей души, в жизнь любого человека. Для того, чтобы иметь более полное и точное представление о чувстве благодарности, необходимо обратиться к традиционным источникам, связанных с философией и религией. Из которых можно понять, что благодарность лежит в основе человеческой природы. В этом и состоит суть нашей совместной работы с детьми и с родителями по «Социокультурным истокам», а именно по книге «Благодарное слово». Цель: раскрыть ценности семьи, доброго слова и доброго дела в жизни человека, а также значение благодарного слова в общении между людьми. Задачи: 1. Образовательные: - расширение понятий детей о происхождении слов «спасибо», «благодарю». - дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души» 2. Развивающие: - развивать взаимодействие детей и взрослых - пополнять словарный запас детей 3. Воспитательные: - воспитывать культуру общения и речи, желание совершать добрые дела - воспитывать желание проявлять добрые чувства к окружающим
Ожидаемый результат: «легкое» и непринужденное взаимодействие детей и родителей, совместное освоение социокультурной категории «Труд души». Конспект занятия по теме: «Благодарное слово». Ход занятия: Воспитатель – Всем доброе утро! Придумано кем-то просто и мудро… При встрече здороваться: «Здравствуйте!» -Дети, я приглашаю вас в круг радости и доброты. Давайте поприветствуем друг друга! Повторяйте за мной: Здравствуй, Мир! (дети поднимают руки вверх) Здравствуй, Свет! (руки - в стороны) Здравствуй, добрый Человек! (дети протягивают руки вперед) Здравствуйте, всем! (поклон) Воспитатель - С добрым настроением начинаем наше занятие! (дети садятся) - А вы знаете, что когда мы здороваемся, то желаем доброго здоровья тому с кем здороваемся. Кто знает, как еще можно по-другому поздороваться? (ответы детей, родителей) Например, утром – доброе утро. Днем? (+Добрый день). Вечером? (+Добрый вечер), приветствую, привет, рада встрече и др. Предложить подарить друг другу добрую улыбку. - Из поколения в поколение люди учились быть благодарными родителям, Богу, родной земле, близким и окружающим людям, солнцу, небу, цветам. Благодарность родителям – это основа жизни человека. Любовь отца одаривает ребенка благородством, мужеством, способностью защищать семью. Любовь матери – мягкостью, кротостью, состраданием, милосердием. Благодарность – это то, что более всего связывает семейный род. Ребятки, никогда не забывайте благодарить своих родителей. Слова благодарности – это теплые, светлые и целительные слова! Работа в ресурсном круге. Придумано кем-то красиво Обычное слово «спасибо»! За помощь благодарить. Нельзя забывать говорить. 1 задание. - Дети, когда мы готовились к этому занятию, прочитали много сказок, пословиц и рассказов о благодарности. Познакомились с книгой «Благодарное слово» (показ книги). Давайте вспомним замечательную историю Н. К. Абрамцевой из этой книги«Правдивая история о садовнике». Вы помните эту историю? Это очень добрая история о жителях удивительного города, где все умели говорить друг другу слова благодарности, где все дружили меж собой, все были соседями. - Скажите, пожалуйста, какими словами отблагодарили садовника хозяйки яблоневого, вишневого и персикового садов? («Милый садовник, большое – пребольшое спасибо, уважаемый садовник»). Давайте вместе вспомним… (Воспитатель зачитывает слова благодарности из текста стр. 18-19.) - Да, садовник в этой истории заменил и уважаемого пекаря, и умного гончара, и почтенного аптекаря. Хозяйкам яблоневого, вишневого и персикового садов он принес по букету цветов, которые с любовью вырастил сам, за что и услышал слова благодарности. 2 задание: - Назовите русские народные сказки, где бы герои благодарили друг друга (Ответы детей). Воспитатель зачитывает отрывки из русских народных сказок «Гуси – лебеди» и «Крошечка – Хаврошечка» из книги «Благодарное слово». Какая это сказка? Подводит итог выражения слов благодарности в сказках. (Книга 4 стр. 22) 3 задание. «Пословица недаром молвится», - говорится в народе. Давайте вспомним еще и пословицы о благодарном слове. (Работа с пословицами из книги «Благодарное слово»). Вот какое замечательное слово «Спасибо». От него всем становится светлее, теплее и дела добрые свершаются. «Спасибо» нельзя терять, надо чаще говорить. 4 задание. Игра «Доброе слово скажи». Цель: упражнять детей в произношении добрых слов сверстникам. Дети стоят в круге. Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. На слова текста дети идут по кругу, взявшись за руки. По окончанию текста останавливаются. Один из детей говорит слова благодарности ребенку, стоящему в центре круга. Ребенок по голосу называет (отгадывает) того, кто сказал слова благодарности. Они меняются местами. Игра повторяется. Текст: Раз, два, три, четыре, пять – постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит Слово доброе подарит. 5 задание. Игра «Хорошо – плохо». (картинки с «плохими» и «хорошими» поступками, нужно закрасить соответствующий круг) - Ребятки, а сейчас предлагаю разойтись на пары, а родители будут нам помогать. - На картинках, которые будут у каждой пары, нужно будет оценить тот или иной поступок… хорошо это или плохо. Если поступок хороший, то вы закрашиваете красный круг, если плохой, то синий. Будьте внимательны! Договаривайтесь друг с другом…можно по очереди закрашивать кружки. Заключительная часть. Дидактическая игра «Скажи ласковое слово». (Дети и родители сидят на своих местах). - Ребятки, сейчас будем по кругу передавать красивое сердечко, каждый произнесет доброе и ласковое слово, которое он хотел бы подарить своим близким и родным людям. - Добрые и ласковые слова идут от ваших сердечек, они согревают вас и оберегают. - Да, «Слово может творить, мир добром осветить, только нужно его от души говорить». Мы должны помнить главное правило для каждого человека: «Проявлять заботу о родителях и говорить им слова благодарности». Поблагодарим наших родителей и скажем дружно им «Спасибо»! - Сколько красивых, добрых и ласковых слов мы сегодня назвали. Я хочу также выразить благодарность вам и вашим родителям за такое чудесное занятие! Спасибо! И хочу подарить вам «солнышки», чтобы они вас всегда согревали своим теплом и светом, чтобы вы на них смотрели и улыбались. Список литературы: 1. Благодарное слово. Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет). Под общей редакцией И. А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 32 с. 2. Конспекты занятий с родителями по программе «Моя семья»: младшая и средняя группы, сборник метод. Материалов./ С. В. Перькова, 2016. – 91 с. 3. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное. – М.6 Издательский дом «Истоки», 2014. – 224 с. 4. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 320 с. 31 октября 2020 в 14:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.